Главная События Партии Пожелания Голосования Темы Выборы
Искать
Ликвидируем политическую монополию » Версия для печати
Идеологию формулирует марш
2007-04-23 Захар Прилепин
Идеологию формулирует марш

Сам разговор об идеологиях сегодня очень часто выглядит неуместным.

Во-первых, всё разумное, что выдвигала и выдвигает оппозиция - от ключевых понятий до сиюминутных лозунгов – немедленно разворовывается и опошляется.

Власть, или придатки власти, могут быть в нужный момент хоть левыми, хоть правыми, хоть ультраправыми. В виду того, что власть бесцветна, она в нужную минуту может принимать любые цвета, в том числе красный и коричневый, почему бы и нет.

Хорошо было Ленину – он имел дело с государством, имевшим идеологию. Он мог себе позволить занять противоположную сторону. Сегодня противопоставить себя власти в идеологическом отношении невозможно – власть везде.

Единственный постулат, который власть никогда не сворует (ну, в ближайший год точно) – «Путин, уйди сам!»

Любой другой лозунг власть может подхватить немедленно и сразу начать скандировать его сто крат громче, чем оппозиция.

Строить грамотную идеологию сегодня, или, по крайней мере, озвучивать ее – значит выполнять работу за Кремль и для Кремля.

Люди, самые простые, и хоть чем-то интересующиеся люди увидят нашу программу, узнают нашу идеологию, сравнят с программой власти и скажут: «А из-за чего шум-то? Вы же все хотите одного и того же! Лучше поддержите власть, видите, она старается…»

Вот, к примеру, Дугин, обезумевший Дугин который год зачарованно слушает выступления Путина, и мелко подрагивает: «Моя программа! И тут – моя! И вот здесь – опять моя! Все слова мои!»

Упоение у него. И мало ли таких дугиных на свете.

Во вторых, наша полифония, многоголосие реальной русской оппозиции – единственный залог того, что самая активная часть общества услышит нас и отзовется нам. Ни одна организация, входящая в состав «Другой России», какой бы замечательной идеологией она не обладала, не способна удовлетворить интересы большинства.

Выбрать себе единую идеологию сегодня – значит, ограничить себя. Сориентироваться на часть общества, а нам нужны всё общество.

В третьих, никакая идеология не крепит так, как скрепляет совместная работа, борьба, война.

Один известный, и очень дурной человек назвал свою книгу «Моя борьба», хотя вполне мог назвать ее «Моя идеология». Идеология и борьба – почти синонимы, они формируют друг друга.

Какая идеология была у юного, бешеного Петра? У него были задачи: например, смена элит. И были цели. Идеология пришла в пути, потом, позже…

Мы не вправе останавливаться сегодня.

Ничто так не разлучает, как неистовый спор на тему обустройства нашего дома в тот момент, когда дом горит. Это не бессмысленно, нет – вести такие споры. Это просто преступно в момент пожара.

Сколько сил расходовал я в свое время, лет семь назад, вытаптывая нижегородских правозащитников и Общество российско-чеченской дружбы. Какие злые статьи писал, какие митинги мы проводили возле их очередного несчастного офиса (из которых власть изгоняла их неустанно, также как и нас, нацболов, гнали из каждого сырого подвала)!

Боже мой, как мне дороги эти люди сейчас, как сложно мне найти хоть одну причину, чтобы почувствовать к ним самую малую толику неприятия. Ну, не любит правозащитник и мой соратник Станислав Дмитриевский Ленина, ну и ладно, - Ленину ничего не будет, он памятник, да и мне всё равно.

Время поджимает и прижигает так, что ничего более нелепого я и придумать не могу, чем усесться сегодня и с Дмитриевским, и с многими иными, за стол и начать обсуждать, скажем, вопрос о частной собственности и о гибкой системе налогов. Или чеченскую тему. Или черта в ступе.

Да и что-то подсказывает мне, что сегодня я солидарен с Дмитриевским, скажем, по чеченскому вопросу, а он со мной по любому остросоциальному.

В любом случае, люди, научившиеся свободе, всегда смогут договориться.

Примеров тому великое множество. Сама «Другая Россия» тому вопиющий пример.

В свое время я находил странными и поверхностными слова Толстого о том, что если плохие люди могут собираться и действовать вместе, отчего же не собраться воедино хорошим людям?

«Нет никаких хороших или плохих людей, - думал я устало, - Нет, не бывает…»

Признаю сегодня, что заблуждался. Прости, Лев Николаевич.

Не знаю уж, как, на каких весах измеряется хорошее и дурное в человеке, но вот наличие совести сегодня замерить крайне просто. Тысячи людей доказывают сегодня на каждом Марше несогласных, что у них есть и совесть, и честь. И они могут собраться вместе, да.

Всего десять лет назад меня жутко лихорадило от назойливых предложений русскому человеку выдавливать из себя раба.

Теперь, видя лица свободных людей на Маршах, я благодарю тех, от кого меня лихорадило. Мы никогда не были рабами, нет – я и сегодня думаю так же, как и десять лет назад – но напоминать о том, что рабство может настигнуть тебя незаметно, нужно как можно чаще.

Только свободные люди могут быть спокойны за свое будущее. Только свободные люди имеют право на идеологию и национальную идею.

Ну и, наконец, спор об идеологиях нелеп и не нужен в силу того, что происходят совершенно очевидные процессы сближения сил по сути противоположных еще вчера.

Мир преломился странным образом: колонну нацболов и комсомольцев водит по заментованным улицам Владимир Рыжков. Никита Белых не является на митинг СПС и приходит на Марш несогласных. Маша Гайдар сидит в одном автобусе с Эдуардом Лимоновым: их задержали и охраняют тяжелые люди в касках и масках.

Простая, самая случайная выборка того, что говорит Лимонов о демократии, а молодые либералы о национализме, показывает, сколь благое идёт брожение, какое сладкое вино может получиться.

Так дайте ему отстояться, оставьте на время свои циркуляры, папки, формулы и пункты программ. Есть, в конце концов, Сеть, несколько великолепных и весьма разнородных ресурсов, где озвучиваются, формулируются и артикулируются самые важные вещи.

И где становится ясно, что мы, еще вчера столь разные, все больше и все чаще попадаем в резонанс.

Пошлое, нестерпимое, дурное время помогает нам. Время формулирует нашу идеологию всё жестче и уверенней. Те вопросы, что казались столь важными вчера, сегодня теряют всякий смысл.

Не стоит торопиться. Самые нужные смыслы обнаружат себя сами. Чуть позже. Совсем скоро.

 

Статья впервые опубликована в газете «Русский марш»

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
СВОБОДА СЛОВА
Ликвидируем политическую монополию » Монополия
30 Арина Чайковская
Гражданское общество. Сейчас ульяновский проект «Виртуальное Гражданское Правительство» внедряется в Удмуртскую республику, Новосибирск, Красноярский край и Хабаровский край. Наши коллеги осваивают управление аналогичными порталами и наполняют картотеку чиновников своего региона.

30 Игорь Бойков
Убийство шейха. Итак, в Дагестане произошло очередное политическое убийство, ещё сильнее приближающее нас к кровавой смуте на южных рубежах страны.

30 Айрат Калимуллин
Радикальный ислам. Весной 2011 года смена руководства Духовного управления мусульман Республики Татарстан вызвала, мягко говоря, настающую истерию среди местных радикальных исламистов. С поста был смещен муфтий Гусман Исхаков.

29 Олег Неменский
Вопросы национализма. Идеология мультикультурализма направлена против культуры как общенационального явления, отрицает единый культурный стандарт внутри национального государства.

29 Георгий Волков
Казацкий вопрос. При проведении Всероссийской переписи населения в 2002 году решением Правительства РФ было дано разрешение желающим в графе «национальность» писать «казак», таким образом, впервые в послереволюционную эпоху на официальном уровне определялось право казаков на этническую самоидентификацию.

28 Семён Резниченко
Судьба Кавказа. Кавказцев несомненно ждёт разная судьба. Остановимся в начале на самой малочисленной группе. На тех, кто выберет европейский образ жизни. Они не будут иметь достаточного влияния на свои этносы.