Главная События Партии Пожелания Голосования Темы Выборы
Искать
Ликвидируем политическую монополию » Версия для печати
Грузия изнутри
2011-03-31 Юрий Сошин
Грузия изнутри
Часть 3 (заключительная)

Продолжение. Начало - часть 1, часть 2.

Тбилиси красивый город, но в прогулках по его улицам, меня интересовали люди и их отношение к России. Нигде, ни разу не встретил я недоброжелательного отношения к себе, как к русскому, со стороны простых людей.

Грузия стремится стать частью Запада, что чувствуется и в настроении людей. Проходя вечером по Руставели, перед тбилисским рок-клубом мне встретился старик с американским флагом на плечах. Он что-то увлеченно объяснял ждущим начала концерта молодым людям. В Грузии демонстрация патриотизма часть повседневной бытовой культуры. Государственные флаги вывешивают везде. На вывеске того же рок-клуба изображено сердечко в виде национального флага. Демонстративная любовь к флагу – это в чем-то роднит грузин с американцами. Но ситуация тут несколько пикантная. Дело в том, что нынешний белый с красным крестом флаг – новый. При Шеварнадзе был другой, и, насколько мне известно, это был флаг независимой Грузии 1918 – 1921 года. О прежнем, малиновом, флаге уже вроде никто и не помнит. Легкость принятия обществом нового госсимвола отдает чем-то не совсем естественным.

Грузинская власть пытается создать «новую страну». Для этого ведется политика духовного размежевания с Россией. Грузинскую молодежь власти стараются сделать только англоговорящей. Приняты законы, фактически запрещающие изучение русского языка в школах. Но богатые грузины, как говорили мне, своих детей русскому языку учат с раннего детства, даже русских нянь из России выписывают. Знание русского языка в Тбилиси до сих пор считается признаком культурной элитарности.

Но молодежь уже почти не говорит по-русски, но при этом относится к русскому человеку так же доброжелательно. При ночных прогулках по Тбилиси я в одном из темных переулков набрел на довольно большую группу молодежи, что-то бурно обсуждавших у ярко освещенного одноэтажного здания, обклеенного афишами с изображением двух масок – театрального символа. Я подумал, что тут авангардный театр. Попытки расспросить молодых людей ни к чему не привели – они не понимали русского. Немецкого тоже никто не понимал. Из глубин здания была приведена девушка, которая на пыталась со мной говорить на английском, но тут уже я ничего толком понять не мог. Мой приятель Вахтанг, рассматривая потом афиши, сказал, что в том доме находится киноклуб, а в тот вечер проходила лекция по истории кино.

В подземном переходе между улицами Пушкина и проспектом Руставели играли уличные музыканты. Две гитары, комбик-усилитель и полноценная ударная установка. Играли блюз. Причем великолепно играли. Московские «сейшенеры» тут и рядом не стояли. Но по-русски говорили только трое примерно из двух десятков молодых людей. Самый юный русскоговорящий паренек, с которым я ходил на Пушкинскую улицу в винный магазин, изъяснялся очень и очень плохо. Двое парней постарше говорили лучше, но все равно плохо. Из русских рокеров они знали только Цоя. Больше никого. Как мне рассказали эти парни, музыканты в переходе играю просто для души. Денег им практически не подают. При мне, а слушал я их около часа, им кинули 20 тетри - около 4 рублей на русские деньги…

Ментального разделения между русскими и грузинами не чувствуется нигде. Это ощущаешь и в разговорах со случайными людьми в кафе-дуканах и в приватных разговорах с приятелями. Тему недавней войны между нашими странами никто из тбилисцев не затрагивал, но все старались подчеркнуть культурное родство русских и грузин, многие жалели, что «СССР больше нет».

Когда же я, очень осторожно, спрашивал мнение тбилисцев о войне «080808», все, практически все, говорили, что «наши народы стравили искусственно». Хотя как сказал Вахтанг: «То, что тебе как русскому говорят, может быть совсем иным чем то, что говорится в частных разговорах между самими грузинами». Россию, как я понял, вне логики и очевидным фактам тут многие считают зачинщицей войны: «Это правда, потому что мы хотим, что бы это было правдой».

В отношении упреков российской прессы в милитаризации Грузии: могу только отметить, что молоденькие солдаты-срочники в ярко-зеленом камуфляже встречаются на улицах грузинской столицы очень часто. Но они бодры, смотрят весело, во взглядах нет той затравленности и забитости, которая видна у российских солдат. Оппонентам рекомендую присмотреться на станциях московского метро к лицам уныло бродящих с нелепыми противогазами на боках милиционеров-срочников.

Возвращаясь к теме русского языка. Русский язык все же прочно внедрен в грузинскую жизнь. Первая песня, услышанная мной в такси после приезда в Тбилиси, была на русском языке. Повсюду в Тбилиси слышны русские песни. В одном кафе вблизи Площади Свободы крутили русский фильм, в продублированном на русском языке меню там были борщ, пельмени и «селедочка под водочку». Впрочем, это было единственное кафе с русским меню, в других меню были только на грузинском и английском.

На новом, построенном при Саакашвили через Куру пешеходном «Мосту Мира», называемом в народе просто Стеклянным, довелось видеть следующую картину. Несколько людей разных поколений, явно родственники, фотографировались группой. При этом переговаривались между собой, а фотографировавший давал указания на русском языке, хотя и с сильнейшим, чудовищным, акцентом. На мой вопрос, почему родственники говорят межлу собой на русском, последовал бурноэмоциональный ответ: «Мы тбилисские армяне! Для нас русский был и будет родным!»

Подобный случай произошел и в одном из магазинчиков на узких улочках Старого Тбилиси. Старик-продавец, на мое «Извините, что я говорю по-русски», - бурно возмутился, - «Как можно извиняться за русский язык! Это великий язык! Это вам я, армянин Рафик, всю жизнь тут проживший, говорю!».

Для тбилисских армян русский язык и русская культура являются средством национального самосохранения, именно эта часть населения Тбилиси активно сопротивлялась и протестовала против отмены изучения языка северного соседа. Армяне в царское время были, фактически, хозяевами Тифлиса. Тот, кто читал публициста начала 20 века Василия Величко, понимает, о чем речь.

Но в советское время армяне были вытеснены на «обочину жизни». Сейчас же им живется еще более непросто, денежного ресурса уже нет, а от административного они отделены еще со времен Жордания и Сталина. Грузины армян (впрочем как и всех других, в том числе и русских) считают, мягко говоря, не совсем себе равными. Как мне в Тбилиси рассказала местная жительница, ее подруга, молодая армянка, жаловалась, что не хочет выходить замуж за грузина, ибо не желает «…всю жизнь слышать: «Какая хорошая девушка! Как жаль что она армянка»!

В попавшемся мне газетном ларьке русских газет было две: «Вечерний Тбилиси» и «Комсомолка в Грузии», есть еще русскоязычная газета «Головинский проспект». «Комсомолка» стоила 3 лари, что поместным меркам (да и по российским – 50 рублей) безумно много. «Комсомолку» тбилисцы покупают в складчину.

В отношении «Вечернего Тбилиси» ( у нее есть свой сайт)надо сказать, что газета языком и манерой подачи материала вызывает необычайно теплые ностальгические чувства. У нее сохранился прекрасный советско-интеллигентный русский язык и, мягкий и добрый, общий стиль подачи материала. Что-то в «Вечернем Тбилиси» было от советских «Юности», «Недели» или «Науки и жизни». (Впрочем «Наука и жизнь» до сих пор сохраняет свое лицо и душу, этому журналу надо бы дать статус «российского национального достояния»).

Запомнилась заметка в «Вечернем Тбилиси» - «Дверь расписанная Пиросмани». Писалось о том, что продается расписанная Пиросмани дверь от винного погреба. Был в грузинском селе старый дом, с погребом, на двери которого художник Пиросмани сделал рисунок и надпись. В советское и постсоветское хозяин дома категорически отказывался продать дверь отдельно или отдать ее в музей Пиросмани. Эта дверь и его дом для него были целым.

Но пришла нужда - дом продал вместе с погребом и дверью. А новый хозяин купил дом, снял ценную дверь и выставил на торги за 17 тысяч долларов…

Еще запомнилась маленькое объявление на последней страницы «Вечернего Тбилиси»»: «Продается стиральная машина «Волна в хорошем состоянии»…

В отношении приобщения к современной русской культуре, то грузины почти лишены возможности смотреть российское телевидение. Даже по Интернет-телевидению Первый канал, «Вести», и НТВ нынешними властями Грузии транслировать запрещено. Доступны только развлекательные каналы и «Культура». Как говорили тбилисцы, запреты на «вражескую пропаганду» лоббируют продавцы спутниковых «тарелок», через которые в обход цензуры можно смотреть «врага».

Нельзя не сказать о товарах и услугах. В Тбилиси продаются безумно вкусные лимонады и прекрасное пиво. Последнего несколько сортов, основные - «Казбеги» и «Набеглави». Мне полюбилось пиво «Тбилиси». Очень легкое - 3,5% алкоголя, но приятное и освежающее. Со страшным российским пивообразным пойлом, каким завалена Москва, сравнивать грузинские сорта просто нельзя.

Вина мне попадались все довольно средненькие, даже купленные за нормальные деньги в недешевых заведениях. Но везде продают только настоящие вина, а не крашеный ароматизированный фальсификат, который в России выдают за вино. Лучшее «Саперави» я вообще купил перед отъездом на рынке у станции метро Дидубе у крестьянина, по 3 лари за литр. Там же продавалась и домашняя чача по 5 лари за литр.

А кафе и погребках грузины если и пьют водку, то исключительно российского производства. То ли понт такой, то ли реально качество выше. Местная промышленного разлива чача 4 -5 лари за бутылку, тут почему-то не котируется. «Хлебная», «Пять озер», «Зеленая марка» - их подают в кафе и продают в магазинах. Как и российские майонезы, рыбные консервы, и много еще чего. Правда, тбилисцы высказывали сомнение в подлинности российских брендовых товаров, говорят, что водку льют на месте, прямо в Грузии, а потом клеят российские этикетки. Но в целом российские товары в Грузии котируются очень высоко, «сделано в России» тут считается признаком качества. Цены на продукты в Грузии сравнимы, или даже выше российских. Дешевле только спиртное.

Помимо российского в Грузии много всего украинского. Украинской водки, что странно, видеть не довелось ни разу. Рыбные консервы украинского производства, наличествовали в большом ассортименте. Еще много в Тбилиси украинской бытовой техники: холодильники, стиральные машины, газовые плиты. Даже греющие грузинские квартиры газовые обогреватели «имени Жвания» делают теперь украинцы. Но надписи на украинской технике русские, и инструкции по пользованию - на «великом и могучем». Русскому языку в Грузии явно предстоит долгая жизнь. Хотя бы в виде «технического языка».

Некоторые выводы. Стала ли Грузия европейской страной.

Михаил Саакашвили за время своего президентства сделал в Грузии довольно много хорошего. Исчезли взятки. Совсем. Полиция денег не берет. Официанты и таксисты берут строго по тарифу и дают сдачу. Тбилиси стал по настоящему чистым городом.

Однако, как лично пришлось убедиться автору, грузинская полиция хоть и честная, но не менее наглая и беспредельная, чем российская. Что продемонстрировали и мучившие меня пограничники-истязатели (кстати, на границе служат именно полицейские) и беспредельно-наглый «полицейский Георгий» со станции метро «Медицинский институт». Документы, сколь бы не уверяли меня в обратном, полицейские от людей требуют, сами не желая представляться. И самодовольно, с наслаждением, хамят.

То, что в Грузии не берут взяток – факт. Но теперь, когда все живут «на одну зарплату», вопрос в том, кто и какую зарплату имеет. Одна из самых престижных профессий это полицейский – он получает в пять раз больше школьного учителя. А после полицейского – дворник. Он больше получает в три раза. В этом и кроется пример идеальной чистоты Тбилиси. Но полицейским и дворником можно стать, только при наличии влиятельных родственников. Клановость не только норма, это основа всей грузинской жизни.

А в отношении взяток: то, что раньше именовалось взяткой или «подарком», теперь просто стало нормой оплаты. В советское время Грузия жила далеко не по нормам коммунистической морали. Преподаватели ВУЗов носили кольца с бриллиантами. «Подарки» врачам, и т.п. – все было частью повседеневной жизни. Сейчас же все это стало «нормой записанной в прейскурант».

А коррупция – та просто вышла из низа наверх, в «высший экономический слой»: хочешь беспроблемно начать и вести бизнес: введи в состав руководства нужного человека.

Стремление саакашвилевских властей «сделать жизнь «как в Европе» – палка о двух концах. К примеру «Европейскоцивилизационные» законы превращают жизнь грузинских крестьян в ад. Недавно приняли закон, что мясной скот для продажи должен забиваться на оборудованных площадках под контролем ветеринаров. Крестьяне вынуждены теперь везти скот для забоя на мясокомбинаты и отдельно за это платить. Только тогда можно получить бумагу, дающую право продать мясо на рынке. Вне рынка мясо продавать вообще нельзя. А рынок – он не резиновый. И покупатели на нем не сильно платежеспособные.

Нельзя приезжим из села теперь молоко продавать с тротуара в пластиковых бутылках, и овощи и самодельный сыр… Если раньше на окраинах Тбилиси были стихийные рынки с приемлемыми для всех ценами, то теперь «цивилизованность» ударила и по продавцам и по покупателям. В проигрыше все, кроме фирм контролирующих мясокомбинаты и рынки.

За осень 2010 цена на мясо в Грузии выросла на четверть. Как и на молоко. Цены на картошку в Тбилиси московские, цены на виноград – такие же как на российском Северном Кавказе.

Если грузинам раньше было возможно из отдаленных сел сбывать сельхозпродукцию в городе, то теперь это стало намного сложнее. Кто имеет возможность проходить бюрократические препоны, - а это, прежде всего «солидные» крестьяне из пригородов, те получили возможность выдавливать «мелочь» и «провинциалов». В результате жизнь грузинского села, особенно отдаленного, становится все более тяжкой. «Европейская цивилизованность» приходит в давно известной на Западе форме: выгоде для крупного производителя, разорению мелкого, и пышному расцвету плесени из всякого рода посредников.

Грузию еще наверняка ждут особые виды сельхозозпротеста, когда крестьяне перегораживают тракторами дороги, как во Франции; вываливают на площади помидоры, как в Испании; заносят в министерские кабинеты и вываливают на пол сливочное масло, как в Польше.

Именно в последние, саакашвилевские, годы появилось невиданное ранее в Грузии явление: бытовой алкоголизм на селе. Патриархально-сельская грузинская культура, в отличии от русской, алкоголизма не знала никогда. Теперь «пьянство от беспросветности» пришло и в грузинское село… Помимо вина, которого у грузинских крестьян всегда было много, в больших количествах есть еще и водка из виноградных отжимок – чача. Вещь в малых дозах целебная, в больших - разрушительная.

Грузия, как и Россия, становится «страной мегаполисов», государством городской культуры. Тбилиси, Батуми, Кутаиси – жизнь только там. А сто километров в сторону, к примеру, в грузинский горняцкий городок Ткибули – там жизнь другая. Как и в Москве по сравнению с райцентром Вереей, или в Санкт-Петербурге по сравнению с Пикалево…

Надо сказать еще, что Тбилиси стал безопасным городом. Криминал с улиц исчез, по крайней мере, из центра. С уличным криминалом власти боролись жестко: к примеру, нападения и грабежи иностранцев «лечили» тем, что грабителей «ловили на живца». Переодетые «под иностранцев» полицейские гуляли по злачным районами, провоцировали грабителей и ловили их. Теперь иностранец – персона в Грузии неприкосновенная. И это принесло плоды: в Тбилиси едет уже много небогатых туристов-«бегпекеров», которые не боясь ставят палатки в парках или на окраинах горных селений. В этом плане Грузия стала вполне цивилизованной. В селении Казбеги я видел довольно много туристов: бельгийцев, поляков, чехов. Даже турчанку - учителя танцев из Стамбула.

Еще к вопросу о преступности. В Казбеги, по выезду из Грузии, я узнал, что в центре селения, есть остановка транспорта. И если таксист-тбилисец хочет подобрать пассажира, то половину платы он должен отдавать стоящему тут же на остановке странному персонажу. Это очень сильно походило на банальный рэкет…

Но все же европейскую страну, в которой работа дворника более престижна, чем работа учителя - представить трудно. Так же как и державу, где дряхлые старики работают в магазинах продавцами, поскольку иначе им не выжить. Это больше похоже на какой-нибудь Египет.

За европейско-грузинским глянцем видна бедность. А нищую страну отлакировать несложно. В городах все красиво, но жить трудно, а в селах - почти невозможно.

Выезд

Из Тбилиси я уезжал на такси от рынка у станции метро Дидубе. Погуляв по рынку, поглядев на выставку-продажу печей-буржуек и электропечей-«козлов», попив лимонада, я сел в такси - и за 100 лари поехал в компании армянских теток с сумками во Владикавказ.

Выехал через грузинский пост без проблем. На российской стороне, рассказывая паспортистке, о своих мытарствах на въезде, услышал от нее: «То, как с вами поступили - не новость. С нами, при рабочих встречах, грузинские коллеги разговаривают с презрением, - «…через нижнюю губу, как с недочеловеками».

Тут в разговор вмешался везший меня грузин-таксист: «Зачем так говорите! Продержали 5 часов! Да просто нарвался человек на плохую смену»! «Защищает», - ухмыльнулась симпатичная русская пограничница и протянула мне в окошко паспорт.

Открылся шлагбаум, мы выехали уже на российскую сторону и, через пять часов после выезда из Тбилиси я был во Владикавказе. Ощущения что «побывал у врага» не было.

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
СВОБОДА СЛОВА
Ликвидируем политическую монополию » Монополия
30 Арина Чайковская
Гражданское общество. Сейчас ульяновский проект «Виртуальное Гражданское Правительство» внедряется в Удмуртскую республику, Новосибирск, Красноярский край и Хабаровский край. Наши коллеги осваивают управление аналогичными порталами и наполняют картотеку чиновников своего региона.

30 Игорь Бойков
Убийство шейха. Итак, в Дагестане произошло очередное политическое убийство, ещё сильнее приближающее нас к кровавой смуте на южных рубежах страны.

30 Айрат Калимуллин
Радикальный ислам. Весной 2011 года смена руководства Духовного управления мусульман Республики Татарстан вызвала, мягко говоря, настающую истерию среди местных радикальных исламистов. С поста был смещен муфтий Гусман Исхаков.

29 Олег Неменский
Вопросы национализма. Идеология мультикультурализма направлена против культуры как общенационального явления, отрицает единый культурный стандарт внутри национального государства.

29 Георгий Волков
Казацкий вопрос. При проведении Всероссийской переписи населения в 2002 году решением Правительства РФ было дано разрешение желающим в графе «национальность» писать «казак», таким образом, впервые в послереволюционную эпоху на официальном уровне определялось право казаков на этническую самоидентификацию.

28 Семён Резниченко
Судьба Кавказа. Кавказцев несомненно ждёт разная судьба. Остановимся в начале на самой малочисленной группе. На тех, кто выберет европейский образ жизни. Они не будут иметь достаточного влияния на свои этносы.