Главная События Партии Пожелания Голосования Темы Выборы
Искать
КОЛОНКИ » Версия для печати
-05-09 Константин Крылов
Вперёд, в прошлое
Государственный культ Российской Федерации

Начну с извинений и объяснений. Это неприятно – извиняться и объясняться. Но иногда приходится, если, конечно, хочешь, чтобы тебя поняли правильно. А поскольку читатели у меня попадаются не всегда доброжелательно настроенные, но пытливые, и стремятся понять не только то, что ты сказал, а ещё и то, о чём ты умолчал. Типа – «преступно не упомянул славное то-то, чтобы безнаказанно подчеркнуть мерзкое то-то» или наоборот.

Так вот. Я в данном случае не собираюсь писать что-либо о 9 мае 1945 года, о Победе советского народа над немецко-фашистскими оккупантами, об историческом значении  Победы и так далее. Не потому, что мне совсем нечего сказать по этому поводу, а потому, что уже всё сказал, и отношение моё к этим вопросам с тех пор не изменилось. Пользоваться  календарной датой, чтобы лишний раз поотстаивать свою позицию – которую считаю взвешенной и соответствующей исторической правде – с пеной у рта я тоже не буду. Если вам так хочется поговорить, ну там я не знаю, о руководящей и направляющей роли товарища Сталина, или о том, какой мир и благоденствие нёс Гитлер Европе, или что ту войну выиграл Черчилль, или поспорить о Власове, об эстонских эсесовцах, о всемирно-исторической роли еврейского финансового капитала, а также о чьих-нибудь зверствах, которые ну вот именно сейчас необходимо срочно незабытьнепростить – я лично пас. Впрочем, и осуждать не буду. Нуждаетесь в бодрящей дозе незабудемнепростина – ну, почитайте хотя бы это, там ентого добра хоть залейся.

А я буду говорить исключительно о 9 мае года и делах, связанных с этой конкретной датой.

Итак – что мы имеем?

Мы имеем (то есть наоборот, нас имеет) власть, лишённую даже подобия легитимности в глазах большинства населения. Власть по этому поводу сильно переживает, так как в отсутствии легитимности остаётся запугивать и обманывать население. Средства для этого – то есть ОМОН и телевизор – у власти имеются, но они обходятся дорого и к тому же чисто отрицательные стимулы имеют срок годности. Люди в какой-то момент могут перестать верить во враньё и даже устать бояться, такое случается.

Кроме того, ей нужна легитимность в своих собственных глазах. Ощущать себя чмырями и плесенью, сидящей в телевизоре на штыках, попросту неприятно, некомфортно. Хочется ощущения собственной значимости, исторической прогрессивности и смысла бытия. «Мы тут не так просто, а по праву».

Собственно, это «по праву» и является главным. Сколько-нибудь прочная легитимность, помимо дубинок и телика (от которых не отказываются даже самые демократические режимы), опирается на веру народа в то, что власть имеет право править. Эта вера обосновывается либо славными прошлыми деяниями этой самой власти или её предшественников, либо ожиданиями, на неё возлагаемыми, а лучше – тем и другим сразу. Или, другими словами, на культе славного прошлого и культе славного будущего[1].

Внимание. Чтобы понять, сколь многое в нашей жизни опирается на эти два культа, отвлечёмся от государственных масштабов и посмотрим на нашу жизнь.

Возьмём, например, семью. Вообще-то семья – это прежде всего религиозное учреждение. Смысл семьи – почитание предков, живых и мёртвых, в обмен на реальный (имущественный) и символический (достойные дела и победы) капитал, который предки передают потомкам. Очевидный пример – аристократия, где сам факт рождения «в достойной семье» делает человека особенным. Но послушайте, с каким выражением человек говорит что-нибудь вроде «у меня в семье в трёх поколениях врачи». Это и есть культ, культ достойных предков, которые вылечили множество людей – и это отчасти переходит на потомка (даже если он сам не медик).

А на ожидании славного будущего основан другой всем известный культ – культ удачливого лидера, от которого все ожидают, что он приведёт доверившихся ему людей к успеху. Умение возбуждать в людях такие ожидания и называется «харизмой». Заметим, она не связана прямо ни с физической силой, ни с привлекательностью, ни даже с интеллектом и управленческими способностями лидера[2]. Поэтому сплошь и рядом люди идут не за мудрыми старцами или юными богатырями, а за людьми, у которых всего и таланта – возбуждать надежды. «У него это от бога» - довольно часто говорят в таких случаях. Или там – «в его глазах светится будущее». Не всегда такие ожидания оправдываются, но если ожиданий изначально нет, ничего не помогает.

Теперь снова вернёмся к делам государственным. Поскольку культ отлично объединяет людей, то любое государство обязательно практикует оба вида культов, обычно их уравновешивая и сплетая между собой.

Вот тут внимание. Очень распространённым вариантом этого соединения культов, характерным именно для государств, является идея расширенного воспроизведения славного деяния предков.

То есть. Культ предков в таких случаях основывается на каком-то героическом подвиге, который они совершили в прошлом. Подвиг был велик и славен, он, собственно, и основал государство. В конце времён потомки должны его воспроизвести в ещё большем масштабе (часто задаётся всемирный масштаб), а промежуточные поколения должны к этому готовиться и самоотверженно трудиться.

Самым известным примером такого рода можно считать идею Второго Пришествия. Самым же успешным на сегодняшний момент государством, придерживающимся построенной на таких принципах идеологии, можно считать Соединённые Штаты. Американцы живут в промежутке между созданием Америки Отцами-Основателями, которые заложили основы Американской Свободы, и торжеством этих идеалов во всём мире. Что характерно, они даже дожили до этого, обетование об абсолютном торжестве Американской Модели во всемирном масштабе почти что осуществилось. Весь мир признал Америку Светом Вселенной, и только последние недобитки вроде Ирана или Северной Кореи, жалкие и отвратительные, не позволяют провозгласить Окончательное Торжество (что нежелательно, так как непонятно, что в таком случае делать дальше).

Образцом государства с подобной идеологией был и Советский Союз. Легитимность советской власти базировалась, во-первых, на Великой Октябрьской Социалистической Революции, благодаря которой в одной, отдельно взятой стране установился новый строй. Дальше  он должен был дозреть, как в колбе, в этой стране, возмужать и окрепнуть, после чего Советский Союз то ли военными средствами, то ли силой собственного примера должен был уничтожить капитализм на всём земном шаре и установить всемирное царство свободного труда. Советские люди, которым довелось жить между первым и вторым событием, должна были трудиться и бороться. Правда, в конце концов всем это надоело, за безрезультатностью трудов, но это уже совсем другая история. 

А что у нас?

Думаю, всем понятно, что для Российской Федерации все культы, как-то связанные с будущим,  невозможны. Причина тому проста – у Российской Федерации будущего нет. Не в том смысле, что на этом месте вот прямо завтра останется голая земля, а в том, в каком раньше говорили о юноше, не подающем никаких надежд: «у него нет будущности». То есть жизнь его будет зряшней, и всё, на что он способен – небо коптить. Вот так же и Эрефия: она просто коптит небо, свершить ей ничего не дано, будущего у неё нет. Это чувствуют все, а власти Эрефии это знают точно, потому что именно они его и продали.

Особенно это видно по полному, абсолютному отсутствию харизмы у наших вождей. От того же Путина можно ждать чего угодно, вот только не того, что он поведёт свой народ к успеху[3]. Впрочем, учитывая, что лозунгами путинского правления являются «стабильность» и «нераскачивание лодки», ничего другого ожидать и не приходится.

С прошлым у Эрефии тоже огромные проблемы. Откровенно говоря, оно и недолгое, и при этом ну очень негероическое. Ельцин с присущим ему Гайдаром, Собчаком и поныне здравствующим Чубайсом – такие «отцы-основатели», от которых любой нормальный человек убежит, зажавши нос. А расстрел парламента в качестве государствообразующего деяния – это «нарочно не придумаешь». Как и славную чеченскую компанию, завершившуюся победой Чечни и Кавказа в целом над огромной Россией, которая теперь выплачивает этим курортным краям непомерную дань. Ну и всё остальное. Разве что грузинская виктория, но гениальная российская политика в Абхазии и Южной Осетии и её уже фактически превратила в фарс. Обе республики, за которые Россия воевала и за признание которых Россия столько заплатила всяким экзотическим государствам, сейчас вышвыривают московских горе-управленцев, избавляются от остатков русского населения, ну и вообще понятно, к чему дело идёт… В общем, «снова опозорились».

Но при всём том властям нужен гражданский культ. По причинам, указанным выше – чтобы народишко не бунташился, ну и для себя лично.

И такой культ власть таки выработала. Правда, в прямом и ясном виде изложить нельзя. То есть можно, но получится очень смешно и глупо. Поэтому его преподают как бы косвенно, по частям, а части уже складываются в головах сами собой, помимо сознания.

Эта идеология очень похожа на советскую, так как основывается на всё той же идее повторения с усилением. Правда, повторять собираются не Революцию (это в нашем положении было бы как-то странно), а второе героическое событие, которое известно советским людям.

А именно. Нашим властям и их идеологам ужасно хочется ПОБЕДИТЬ ФАШИСТОВ. Буквально: ещё разок выиграть Великую Отечественную Войну и одолеть  ещё одного или нескольких Гитлеров. Так сказать, на бис.

Это звучит странно. Но тем не менее – давайте смотреть.

Сначала посмотрим на официоз. Современный «культ Победы» имеет своим главным лозунгом «Победили тогда – победим и сейчас». Кого именно собираются побеждать сейчас, не очень понятно, но, учитывая характерное «и», тех же самых. То есть «фашистов». Напоминаю, кстати, что официальной идеологией у нас как раз является так называемый «антифашизм», а относительно недавно все допущенные до политики партии заключали Антифашистский пакт на Поклонной горе – которая, кстати, активно застраивается памятниками. В 2010 гору украсили монументом «В борьбе против фашизма мы были вместе», посвящённый «всем народам, победившим нацизм» (ну тут, думаю, понятно).

Теперь зайдём с другого конца – а именно, со стороны всякого рода литературы, кино и прочей жвачки для народа. Неудивительно, что тема победы современных россиян над теми самыми фашистами – одна из самых востребованных. Разумеется, для этого приходится сочинять «попаданческую» фантастику, и её сочинены буквально горы. В сорок первый проваливались сотни одиночек, менявших ход войны благодаря ценным указаниям, даваемым Сталину. Современные россияне также убивали Гитлера, соблазняли Еву Браун, провозили в прошлое атомные заряды и магические предметы. Проваливались и российские танки, и самолёты, подводные лодки и авианосцы, сыпались туда и целые бригады спецназа. Жиденькое россиянское кинопроизводство постоянно гонит фильму на эту тему – то российские солдатики проваливаются в сорок первый, то ребята-реконструкторы, то ещё кто-нибудь… Апофеозом всего этого является чудовищный – во всех отношениях, начиная с чисто литературного – двухтомник «Фёдора Вихрева» (коллективный псевдоним), где желания кремлёвских мечтателей озвучены, наконец, прямо и откровенно. У него в сорок первый проваливается вся Россия во главе с Путиным и Медведевым, которые и бьют фашистскую гадину в хвост и в гриву… И не нужно думать, что это «просто сказки», на которые не стоит обращать внимания: та же идеология глобального американизма выражена в классической американской фантастике ярче и понятнее, чем в речах политиков.

Я мог бы продолжать эту тему, отыскивая и демонстрируя это самое желание "ещё раз раздавить фашистскую гадину" буквально во всех проявлениях казённой идеологии и масскульта, но вы это можете и без меня. Зададимся другим вопросом: а что, они это серьёзно? Когда в стране и в мире полно реальных опасностей, им всё чешется  воевать с фашистами?

Да, увы, это серьёзно. Более того, это в каком-то смысле реально. Ибо благодаря политике наших властей страна и в самом деле довольно быстро проваливается в прошлое.

Где её, вполне вероятно, ждёт столкновение с какой-нибудь гадостью, которой весь остальной мир уже давным-давно переболел и забыл.

Примечания

[1] Иногда такой культ называют «гражданским», чтобы подчеркнуть его отличие от «настоящей религии». На самом деле «настоящие религии» - как правило, под ними подразумевают массовые монотеистические религии, типа христианства, ислама и так далее – тоже устроены как «гражданские культы», только это культы «воображаемых государств», точнее, их проектов. Как правило, речь идёт о проектах будущих всемирных государств. Например, ислам можно определить как гражданский культ Всемирного Халифата, а иудаизм – как культ будущего всемирного царства Израиля, господствующего над остальными народами… Впрочем, это уже тонкости, в которые мы сейчас вдаваться категорически не будем.

[2] Более того, даже фактические провалы и поражения харизматического лидера далеко не сразу приводят к потере веры в него. Такая уж несправедливость: одному не прощают первый же промах, а другому извиняют серьёзные и неоднократные косяки, поскольку верят, что этот парень из плохих последствий как-нибудь выпутается и других тоже выведет.

[3] Особенно это видно по его попыткам делать жесты, типичные именно для харизматического лидера. Например, благословляющий поцелуй харизматика обычно дарует исцеление от болезней, счастье и красоту. А от путинских поцелуев подурнела жена, сдохла тигрица, что сталось с облобызанной красавицей-стерлядью – страшно даже и подумать… Слава Богу, хоть мальчик Никита вроде как жив и здоров, но что из него вырастет?

ГЛАВНЫЕ ТЕМЫ » Все темы
9 мая
ПОЛЕМИКА
2008-07-01 Левон Мелик-Шахназарян
Нацвопрос. Днем национального спасения в Азербайджане считают день возвращения курда Гейдара Алиева к руководству. К концу жизни Алиев обеспечил курдов непререкаемой властью в республике.