-08-30 Айрат Калимуллин
Покушения и убийства духовных лидеров Татарстана: роль Совета муфтиев России

Весной 2011 года смена руководства Духовного управления мусульман Республики Татарстан вызвала, мягко говоря, настающую истерию среди местных радикальных исламистов. С поста был смещен муфтий Гусман Исхаков. Это тот человек, при котором эти самые радикалы получили широкие возможности: от занимания должностей имамов мечетей, до представительства в бизнесе, привилегий хождения по местным бюрократическим кабинетам и дружбы с их высокопоставленными обитателями. Однако истерия не ограничивались одной республикой, а выходили за ее пределы. В первую, очередь она были связаны с деятельностью Совета муфтиев России (СМР), организацией расположенной в столице нашей страны. Руководители, и близкие к данной организации люди понимали, что приход новой команды в ДУМ РТ грозит окончательным ослаблением влияния СМР как на Татарстан, так и на всю Россию. Дело в том, что число мусульманских общин, которые входили в состав ДУМ РТ, фактически в два раза превышало количество общин, входивших в состав СМР. После прихода к руководству в ДУМ РТ нового муфтия Ильдуса Файзова, он фактически сразу заявил, что татарстанский муфтият не имеет никакого отношения к СМР, а в его состав юридически никогда не входил. Тем самым новый муфтий полностью отстранился от близости к СМР, что имело под собой логическое основание.

Географическая близость СМР к посольствам и прочим дипломатическим ведомствам некоторых мусульманских стран в Москве давала широкие возможности организации. Можно было получать хорошую финансовую поддержку исламистского капитала, отрабатывать ее с помощью издания литературы, проведения конференций и семинаров, направлять молодежь на обучения в арабские страны и проводить другие, на первый взгляд, безобидные мероприятия. Правда, от подобной дружбы с проводниками ваххабитской идеологии, были постоянные побочные эффекты. То и дело подопечные СМР оказывались в северокавказских лесах в составе банд формирований, участвовали в террористической деятельности, а иногда становились даже «амирами». Таким, например, был Саша Бурятский (Тихомиров), бывший ученик одного из медресе подчиненного сопредседателю СМР. Он был уничтожен как шейх Саид в Ингушетии после подготовки и проведения серии кровавых терактов. Саид Бурятский был не единственным, кто являлся подопечным СМР, а в дальнейшем перешел на стороны террористов. Не менее известными в исламистском террористическом подполье Северного Кавказа стали такие люди как Абузар Мантаев и Ясин Расулов, также «выросшим» в структурах СМР. Отсюда и, не лишенное под собой оснований, заявление Рамзана Кадырова сделанное в марте 2009 года, о том, что ваххабитов в Москве больше чем в Чечне. Правда Рамзан Ахматович, умолчал, что эта сомнительная «заслуга» во многом принадлежит организации с аббревиатурой СМР.

Вообще от подобных казусов не была застрахована ни одна мусульманская централизованная структура в России. Однако то, что для большинства российских духовных управлений мусульман было скорее исключением, для СМР стало обычной обыденностью. Сколько всего бывших подопечных – прихожан мечетей, учеников медресе, студентов отправленных на учебу за рубеж данной организацией перешли на сторону террористов, очевидно, знают только обитатели чекистских кабинетов. Однако раскрывать подобные цифры (это как минимум десятки, но не исключено, что уже и сотни) очень неудобно, поскольку тогда будет трудно объяснить столь лояльное отношение федеральных властей к руководству СМР и лично к муфтию Равилю Гайнутдину. При этом он продолжает выступать и делать громкие заявления от имени «всех» мусульман России, но вспоминать за своих подопечных, ушедших к боевикам в лес, не хочет. Здесь руководство СМР за побочные эффекты своей деятельности ответственности не несет и свою «юрисдикцию» распрастранять не желает. Тем не менее время «икс» приближается, и общественность хочет услышать всю правду о подопечных СМР вставших на путь «джихада».

Руководители СМР продолжают умело сочетать антироссийские заявления о притеснении мусульман в нашей стране и о «неполноценности» коренного населения нашей страны, с посещениями съездов «», приемами в самых высоких кремлевских кабинетах, и внешне вполне патриотичными лозунгами. В последнее время руководство СМР, следуя белоленточной моде, не упустило шанс побывать в посольстве США в Москве, и выразить обеспокоенность якобы имеющимися «притеснениями» мусульман в России со стороны силовиков и властей. При этом ни руководство СМР, ни активисты данной организации, ни как не могут признать, что, потворствуя радикалам, они сами способствуют их активности, что является одной из причин роста исламофобских настроений в российском обществе. Всех кто обращает внимание на проблему радикализации молодежи, ваххабитствующая журналистика близкая к СМР автоматически причисляет к «исламофобам».

Татарстанскому муфтию Ильдусу Файзову и его команде не хотелось идти по шаткому пути заигрывания с ваххабитским финансами, становится проводником радикального исламизма, а затем лицемерно заявлять, что во всем виноваты «исламофобы». Более того, понимая, что маховик создания ваххабитских сетей в Республике уже запущен, руководству ДУМ РТ пришлось мужественно признать, что девахабизация должна коснуться не только часть обычных мусульманских общин, но и саму организацию ДУМ РТ. После того, как муфтий получил поддержку от большинства исламского духовенства Татарстана весной 2011 года, он, со своим ближайшим соратником Валиуллой Якуповым, приступил к работе по «расчистке завалов» оставленных прежним руководством ДУМ РТ. Часть проваххабитских имамов была смещена с должностей, в медресе подчиненных ДУМ РТ прошли проверки на соответствие содержательной части образования на соответствие традиционному исламу. Часть руководителей медресе - симпатизировавших ваххабитам, была также уволена. Более того, за вахабитствующие взгляды были уволены некоторые работники ДУМ РТ. Новое руководство муфтията открыто во всеуслышание заявило, что оно будет поддерживать традиционный для мусульман Татарстана ислам, а с радикалами ваххабитами, оставленными в наследство прежним муфтием, будет бороться всеми законными способами.

Следует отметить, что еще на стадии предвыборной борьбы, когда Ильдус Файзов был всего лишь исполняющим обязанности муфтия ДУМ РТ, он и его близкий соратник Валиулла Якупов стали получать угрозы. Через год об угрозах, поступающих в их адрес, никто из них ничего не говорил. Однако не потому, что их не было. Напротив, постоянные угрозы со стороны радикалов стали частью их жизни, и на них эти мужественные люди просто перестали обращать внимание. Тем более ужасным кажется случившееся 19 июля года в Казани, когда Валиулла Якупов был расстрелян в подъезде своего дома, а муфтию Ильдусу Файзову удалось выжить после взрыва своего автомобиля. Люди, взявшие на себя мужество и ответственность в борьбе с радикальными фанатиками, остались без соответствующего внимания правоохранителей.

Сразу после терактов из Казани срочно ретировался имам главной казанской мечети «Кул Шариф» Рамиль Юнусов. Этот бывший выпускник саудовского ваххабитского вуза, имевший очень непростые отношения с местным муфтиятом. Попытки сместить ваххабитствующего имама со стороны ДУМ РТ оказались неудачными. Пользуясь поддержкой радикальной молодежи и покровительством местных чиновников, Рамиль Юнусов оставался на весьма прибыльном посту имама главной мечети Татарстана. Однако, поняв, что в убийстве Валиуллы Якупова и попытке ликвидации муфтия могут быть замешаны подопечные Рамиля Юнусова, он предпочел улететь в Лондон. Правда, через некоторое время вернулся для распродажи своей собственности. При этом, правоохранители завели на Рамиля Юнусова уголовное дело по факту подделки диплома о высшем образовании, но задерживать его ни кто не стал. По-видимому, покровительство местных чиновников позволит ему вернуться на туманный Альбион, где, скорее всего, он может даже получит статус «политэмигранта». Не исключено, что Рамиль Юнусов составит хорошую и подобающую ему компанию Борису Березовскому и чеченскому боевику Ахмеду Закаеву.

В свою очередь татарстанские правоохранители, спохватившись, стали действовать, так как надо было действовать еще до того как «грянул гром». Началась активная оперативная работа, проводились обыски и аресты радикалов. Общественность и обычные мусульмане сразу поняли, что за убийством и взрывами стоят именно фанатики исламисты. Однако ваххабитствующие лидеры радикалов в Татарстане, вместе с сепаратистскими силами республики вновь дружно и в один голос завопили о «провокации». Особое рвение проявляли отстраненные от должностей ваххабитствующие имамы, сепаратисты из организации «Азатлык» («Свобода»), организации и люди близкие к СМР и т.д. Почти сразу подключились и представители запрещенной во многих странах мира исламистской политической партии «Хизб ут-Тахрир». Конечно же не обошлось без поддержки правозащитных элементов и московского ваххабитского лобби. Среди защитников оказались такие люди как ведущий первого канала Максим Шевченко, председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль, его сын-журналист Орхан Джемаль, давний защитник экстремистов из общества «Мемориал» Виталий Понамарев и другие, примелькавшиеся на данном поприще лица. В интервью, своих статьях и на пресс-конференциях все арестованные были объявлены «совсем невиновными», и их «невиновность» доказательств не требовала. Виновными были назначены российская власть, МВД, ФСБ, Моссад, ЦРУ, сам муфтий Ильдус Файзов и другие организации и люди, чья «виновность» для вахабитствующих и их правозащитных пособников доказательств не требовала.

Центральное место в пропаганде «истин» случившегося традиционно занял модерируемый из Люксембурга, и близкий к руководству СМР (а по слухам и к западным правозащитным кругам) сайт «Ансар.Ру». Ложь, домыслы и бред вокруг убийства и взрыва в Татарстане были лихо закручены в невообразимые сюжеты, которым бы позавидовали даже голливудские сценаристы жанра фэнтези. Особым лицемерием и кощунством отличился Ленар Мифтахов из Елабуги, который написал в Следственный комитет заявление о «причастности» взорванного муфтия Ильдуса Файзова к убийству своего друга и соратника Валиуллы Якупова. По логике ваххабитствующего фэтези взрывы и убийство были «инсценированы» для того, чтобы очередной раз ущемить права «самых правильных мусульман» и развязать руки «кровавой гэбни». Ваххабитствующая журналистика и их пособники правозащитники как обычно проявляли чудеса математического подсчета, когда цифры задержанных и проведенных обысков множились невообразимым образом. По их мнению, счет шел на сотни задержанных, хотя таких было всего 7 человек. В дальнейшем все они были отпущены под подписку о невыезде. Подавляющего большинства простых мусульман Татарстана прессинг правоохранителей ни как не касался. Однако этот факт вахабитствующие и правозащитники в своих фантазиях умалчивали.

Следует отметить, что идейно близкие к ваххабитствующим представители исламистского подполья оказались более искренними в оценках случившегося в Татарстане. В отличии от ваххабитствующих, подпольщики-исламисты открыто выражают свои экстремистские взгляды, и бравируют своими террористическими действиями. Это основное отличие от ваххабитствующих, которых они считают «комнатными мусульманами» не желающими становиться на открытый путь терроризма и экстремизма, прикрываясь «умеренной» риторикой. Во всем остальном, идейные корни у подпольщиков и ваххабитствующих одинаковы. Поэтому от реинкарнации вахабитствующего к подпольщику, как показывает практика деятельности некоторых организаций и лиц, всего один шаг. Подпольщики, в отличии от своих комнатных собратьев не скрывали, и не скрывают своей удовлетворенности убийством Валиуллы Якупова, и сожалели о том, что муфтий Ильдус Файзов остался жив. Фактически сразу в сети появился ролик неких «муджахедов Татарстана», которые и взяли на себя ответственность за случившееся. Они объявили себя бойцами подчиненными чеченскому сепаратисту Доку Умарову. Вот, к примеру, реакция сайта «UmmaNews», курируемого литовскими радикальными исламистами, при попустительстве (а точнее пособничестве) местных властей. Достаточно одного заголовка: «Амир Татарстана Мухаммад взял на себя ответственность за подрыв марионеточного муфтия Фаизова и убийство его зама».

На распространяемом экстремистами видео оказался человек очень похожий на Раиса Мингалеева, ранее не раз попадавшему в поле зрение правоохранителей как сторонник радикальных взглядов. Он вместе со своими соратниками Робертом Валеевым и Альбертом Исмагиловым были объявлен в федеральный розыск. Как оказалась, костяк троицы состоял из бывших неоднократно судимых уголовников, недавно освободившихся их мест не столь отдаленных. Естественно ваххабитствующая журналистика отреагировала предсказуемо: видео было объявлено фальсификацией, и провокацией «кровавой гэбни». Сам Мингалеев был наречен «амиром ляпов и джахилей (т.е. невежд)». Но для всей общественности, включая подавляющее большинство обычных мусульман, стала вырисовываться наиболее вероятная картина произошедшего взрыва и убийства. Дело в том, что среди ранее задержанных по делу о терактах был бывший сотрудник ДУМ РТ Мурад Кудакаев. При прежнем муфтии, он был заместителем председателя ДУМ РТ и отвечал за работу с правоохранительными органами, в том числе, курировал взаимодействие с лицами, отбывающими уголовное наказание в тюрьмах. После прихода нового муфтия Мурад Кудакаев был смещен со своей должности в рамках проведения политики деваххабизации собственных рядов ДУМ РТ. Поэтому у него был действительный мотив посчитаться с новым муфтием, и его ближайшим окружением. Очевидно, что старые подопечные и воспитанники Мурада Кудакаева из числа уголовного элемента оказались весьма полезными в осуществлении его планов. Однако, это всего лишь версия. Сам Кудакаев, видимо в связи с отсутствием прямых доказательств его вины, на данный момент отпущен под подписку о невыезде.

Тем не менее, связь ваххабитов-подпольщиков и уголовников в причастности к убийству и взрыву выглядит наиболее правдоподобной. Кстати, о развитии подобной ситуации в Татарстане предупреждал директор Приволжского центра Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. В марте состоялся даже обмен мнениями между экспертами по теме «Исламский фундаментализм на территории пенитенциарных учреждений России: меры противодействия государства и духовенства». Именно тогда открыто заговорили о непредвидимых последствиях сращивания уголовного элемента и ваххабизма в Республике Татарстан. Местные власти подобные опасения как обычно проигнорировали, ваххабитствующая журналистика, не найдя внятных аргументов, по традиции обвинила Раиса Сулейманова в «исламофобии».

 

В дальнейшем, ночью 20 августа года в Зеленодольском районе Татарстана был обнаружен автомобиль ВАЗ-2110 с признаками взрыва. Недалеко от автомобиля были найдены останки трех человек, автомат Калашникова и религиозная литература. По заявлению правоохранителей, не исключалось, что останки принадлежали той самой уголовной троице – Мингалееву, Валееву и Исмагилову. Естественно такой ход событий, был оценен ваххабитствующей журналистикой как «очередная попытка кровавой гэбни замести следы». Однако как оказалось в дальнейшем остатки не принадлежали этой уголовной троицы, воспитанной Кудакаевым, а принадлежат местным радикалам и приехавшим в Татарстан из Тюмени и Узбекистана. Так что поиски уголовников-ваххабитов, причастных к терактам в Казани продолжаются.

Невероятные сюжеты о «происках кровавой гэбни против самых правильных мусульман» окончательно заходят в тупик и больше напоминают шизофренический бред. Для простых обывателей и российских мусульман остается непонятным одна простая вещь. По логике ваххабитствующей журналистики, основным объектом преследований «кровавой гэбни» должны стать их лидеры, которые всеми способами защищают «самых правильных» мусульман. Однако лидеры ваххабитствующих спокойно живут в Москве, Саратове, Нижнем Новгороде, Казани, Махачкале и т.д. Они вкусно едят, сладко спят и ходят на приемы в посольства и высокие чиновничьи кабинеты. Им не угрожают, их машины не взрывают, в них не опустошают пистолетные обоймы. Еще им раздают награды за заслуги, в том числе, на поприще «межнационального согласия», что выглядит просто как явная насмешка над здравым смыслом. Всем так и хочется услышать ответ на вопрос: почему «кровавая гэбня» никак до них не доберется до самых «правильных» и самых активных лидеров, которые борются за права «самых правильных» мусульман «попираемые кровавой гэбней»? Ведь они все известны поименно и спокойно без опасения за свою жизнь живут даже в столице нашей страны. Однако ваххабитствующая журналистика вряд ли даст ответ на этот вопрос, здесь нужен новый лихо закрученный сюжет из жанра фэтези.

Между тем напомним, что за прошедшие 20 лет в России было убито более 50 муфтиев и имамов, открыто выступивших против радикальных ваххабитов. Ответы для всех очевидны - логика ваххабитствующей журналистики, и их руководства на этот раз обнажила всю свою сущность. Она представляет собой не более чем попытку оправдаться, если не за прямую, то за свою косвенную вину в трагедии произошедшей в Татарстане. На сегодняшний день, позиция лидеров ваххабитствующих кругов России вокруг убийства Валиуллы Якупова выглядит либо как трусость, либо как лицемерие. Либо как то, и другое вместе. Необходимо открыто признать проблему радикализации собственных рядов и приступить к их очищению, прекратить кощунственное покрывательство тех, кто прямо или косвенно причастен к убийству и взрыву в Татарстане. Но все больше это кажется маловероятным, поскольку всем этим людям далеко до таких качеств как искренность и мужественность, которыми обладал Валиулла Якупов, и которыми обладает нынешний муфтий Татарстана Ильдус Файзов.

Это очередной раз подтверждается интервью председателя СМР Равиля Гайнутдина в честь юбилея своего «служения», который он дал одному из федеральных телеканалов 28 августа г. В это день, когда в Дагестане был убит очередной представитель исламского духовенства Саид-афанди Чиркейский, а вдова Валиуллы Якупова вместе с муфтием Ильдусом Файзом получала орден «Мужества», Равиль Гайнутдин вновь проявил свое лицемерие и кощунство. В интервью он открыто заявил, что случившееся убийство в Татарстане, якобы стало итогом неправильной политики муфтията Татарстана, которым руководит Ильдус Файзов. Тем самым очередной раз Равиль Гайнутдин фактически показал свою позицию, которая с очевидностью демонстрирует его попытки оправдать убийц и трусость перед фактами, что именно при его непосредственном попустительстве продолжается радикализация религиозной молодежи в подчиненных ему организациях. Более того, после произошедших терактов, СМР во главе с Равилем Гайнутдином начала фактически открытую работу по расколу мусульман Татарстана, пытаясь инициировать создание параллельного ДУМ РТ муфтията, куда будут входить, в основном, ваххабитствующие имамы. Если на этот раз власть и общественность промолчит, на дерзость «московского «шейха», то это станет основой для окончательной радикализация мусульманских общин Татарстана.